Терменвокс своими руками

Терменвокс своими руками

Простой терменвокс

Этот удивительный музыкальный инструмент был изобретен в 1918 году Львом Сергеевичем Терменом и с тех пор носит имя своего создателя. Схем построения таких приборов существует множество, но все они позволяют извлекать звуки из инструмента … не прикасаясь к нему. Взглянем на нашу схему:

Состоит она из двух генераторов: первый собран на элементах  DD1.1, DD1.2, DD1.4, второй — на элементах  DD2.3, DD2.4, DD2.2. Дале сигналы с обоих поступают на смеситель, собранный на элементах DD3.1, DD3.2, DD3.3, DD3.

4, который одновременно выполняет роль усилителя мощности (все элементы микросхемы соединены параллельно). Нагрузкой смесителя служит динамическая головка ВА1, включенная через согласующий трансформатор  Т1.

А теперь как это работает.

Изначально оба генератора, собранные по схеме мультивибраторов, настроены на одинаковую частоту и на выходе смесителя, задача которого состоит в том, чтобы вычитать частоту одного генератора из частоты другого, ничего нет (биения равны нулю).

А теперь  обратите внимание на антенну, которая подключена к верхнему по схеме генератору (выводы 1,2 элемента DD1.1) через конденсатор С1.

Частота генератора достаточно высокая, и он запросто «чувствует» поднесенную к этой антенне руку (ведь наше тело тоже имеет электрическую емкость как конденсатор).

Чем ближе мы подносим руку, тем сильнее изменяется частота генератора. Поскольку частота второго генератора в это время остается постоянной, на выходе смесителя появится разностная частота или, как говорят, частота биений. Именно ее мы и услышим в динамической головке. Таким образом, приближая и удаляя руку от антенны, мы сможем извлекать звуки того или иного тона.

Переменный резистор R4 служит для регулировки громкости звука, а резистор R1 нужен для начальной балансировки частот генератора — настройке инструмента перед игрой.

Обратите внимание, что генераторы и смеситель собраны каждый на отдельной микросхеме, которые и питаются отдельно: первый генератор через цепочку R5, C5, второй – R6, C7 и смеситель – С6.

Сделано это для того, чтобы генераторы не мешали работе друг друга и один не менял свою частоту при изменении частоты другого или громкости звука. Пренебрегать такой схемой питания ни в коем случае нельзя, если хотите, чтобы ваш труд не пропал даром.

На месте Т1 может работать выходной трансформатор от любого карманного приемника или абонентского громкоговорителя (радиоточки). При этом обмотка, намотанная более толстым проводом, подключается к громкоговорителю — любой малогабаритной головке мощностью до 1 Вт и сопротивлением 4-8 Ом.

Изготовленное без ошибок устройство нуждается лишь в одной настройке – не поднося руку к антенне, резистором R1 установите в громкоговорителях «нулевые биения» – отсутствие звука, которому будет предшествовать самый низкий тон.

Вот и все, можно начинать игру,  приближая и удаляя руку от антенны — металлического штыря диаметром 4 — 5 мм и длиной 350 — 500 мм.

Лев Сергеевич Термен за своим инструментом

И он же, спустя годы (1981 г.)

Источник: http://begin.esxema.ru/?p=755

Терменвокс

“Терменвокс” — это первый электронный музыкальный инструмент, разработанный в 1921 г. санкт-петербургским физиком Львом Терменом и названный по имени своего изобретателя. Необычен он тем, что у него нет клавиш или струн.

Исполнение мелодии осуществляется путем приближения (удаления) одной или обеих рук к антенне.
Терменвокс схема которого приведена на рис.1, представляет собой упрощенный вариант терменвокса и реализовано на трех интегральных микросхемах. На элементах D1.1 и D1.

2 построен генератор (мультивибратор) переменной частоты, элемент D1.4 выполняет роль буфера.

Частота мультивибратора зависит от сопротивления резистора R2. емкости конденсатора СЗ и емкости между антенной WA1 и общим проводником устройства, которая образуется при поднесении руки исполнителя к антенне.

Для получения максимальной чувствительности генератора к емкости антенны-руки частота мультивибратора выбрана сравнительно высокой (несколько сотен килогерц).Второй генератор фиксированной частоты, идентичный первому, построен на элементах D2.3, D2.4 с буфером D2.2.

Частота генератора может изменяться в небольших пределах с помощью потенциометра RP1. В интегральных схемах D1 и D2 использовано по три логических элемента (всего — четыре). Входы неиспользованных логических элементов соединены с общим проводом.

С выходов этих двух генераторов сигналы поступают на смеситель, реализованный на микросхеме D3. Если на одних входах элементов D3.1…D3.4 сигналы имеют частоту f1, а на других — f2. то на выходе смесителя получаются сигналы частотой f1±f2- Элементы включены параллельно для увеличения нагрузочной способности смесителя.

При этом амплитуда полученного сигнала достаточна для раскачки подключенного к выходу смесителя выходного трансформатора Т1. Трансформатор нагружен на динамическую головку ВА1. Громкость звука можно плавно регулировать с помощью потенциометра RP4.

В качестве датчика применяется телескопическая антенна от портативного транзисторного радиоприемника, но можно использовать и кусок металлической трубки 04…6 мм длиной 350…500 мм. При использовании телескопической антенны можно дополнительно регулировать чувствительность прибора путем изменения ее длины.

Терменвокс питается от источника постоянного тока напряжением 9 В. Потребляемый ток не превышает 10 мА, поэтому можно использовать одну батарею типа 6F22.

Для предотвращения взаимного влияния двух генераторов каждый из них подключен к питанию через RC-фильтр (R5-C5 и R6-С7). Выходной трансформатор и громкоговоритель берутся от портативного транзисторного радиоприемника.

Устройство монтируется на печатную плату, чертеж которой показан на рис.2, а расположение элементов — на рис.3.

Собранный своими руками терменвокс помещается в корпус размерами 160x90x40 мм, на лицевую сторону которого выведены гнездо для антенны, оси двух nпотенциометров, громкоговоритель ВА1 и включатель питания. Указанные размеры корпуса являются ориентировочными и зависят, главным образом, от размеров громкоговорителя.

Интегральную схему CD4011В можно заменить на К176ЛА7. К561ЛА7, СМ14011Р, HEF4011.Настройка терменвокса производится следующим образом. С помощью потенциометра RP1 устанавливается режим “нулевых биений”, т.е. частоты двух генераторов выравнивэются так. чтобы звук в громкоговорителе не был слышен.

При приближении руки к антенне должен появляться звук. Точная настройка чувствительности производится потенциометром RP1: плавным поворотом его оси влево или вправо находится оптимальное положение, при котором звук появляется на максимальном расстоянии от руки до антенны.

Большей чувствительности можно достичь, если одна рука исполнителя касается общего проводника (массы) устройства. При приближении руки к антенне терменвокса происходит плавное понижение звуковой частоты (удаление руки вызывает повышение частоты звука). Если пошеве лить пальцами возле ан тенны.

возникает звук напоминающий смех После некоторой трени ровки можно научиться исполнять несложные мелодии.

Описанный прибор представляет интерес не только в области музыки. Без больших изменений он может служить, например, сигнализатором приближений в темноте к опасным предметам, в качестве предохранительного устройства и т.п.

Г.Минчев

Источник: http://ElectroScheme.org/482-termenvoks.html

Как сделать терменвокс своими руками | МИР УВЛЕЧЕНИЙ

Опубликовано 16 Сен 2014. Автор: master

Читайте также:  Регулируемый стабилизатор напряжения на основе компьютерного бп

Терменвокс — этот электронный музыкальный инструмент, работает на том же принципе, что и первый в мире ЭМИ «Терменвокс», построенный еще в двадцатых годах прошлого века Львом Сергеевичем Терменом. Музыка терменвокса весьма своеобразна, чем-то напоминает органную. Мы попробуем собрать терменвокс своими руками.

Терменвокс схема которого перед Вами имеет в основе два генератора. Частота одного из высокочастотных генераторов (Т2) постоянна, она лежит где-то в районе 100 кГц. Генератор собран по трехточечной схеме с индуктивной обратной связью, катушка L2на каркасе содержит 500 витков провода ПЭЛ 0,12—0,14, отвод от середины.

Такая же катушка L1 в другом генераторе (Т1), его частоту можно менять с помощью С1; этот конденсатор удобно заменить двумя — подстроечным емкостью 5—25 пФ, параллельно которому включен конденсатор с постоянной емкостью 100 пФ. С помощью подстроечного конденсатора добиваются того, что оба генератора давали одинаковую частоту.

Через цепочки R3, С4 и R6, С8, ослабляющие влияние генераторов друг на друга, высокочастотные сигналы подаются на преобразователь частоты, выполненный на диоде Д1 (преобразование частоты может производить любой нелинейный элемент).

Конденсатор С9 замыкает накоротко все высокочастотные составляющие, и на вход усилителя НЧ (ТЗ) попадает только составляющая низкой частоты (разностной частоты) . Она появляется, когда исполнитель подносит руку к антенне и несколько меняет тем самым частоту первого генератора.

Нужно стараться монтировать схему так, чтобы связь между генераторами была как можно меньше, для этого, например, разносят катушки L1 и L2, а иногда еще и экран ставят между ними, иначе происходит «затягивание» частоты, один генератор навязывает свою частоту другому и малые разностные частоты (десятки герц) получить не удается.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Слушать терменвокс можно через достаточного мощный усилитель НЧ, на вход которого подается низкочастотный сигнал с выхода устройства (С11).

Это, конечно, не профессиональный инструмент, а, скорее, игрушка, демонстрирующая принцип, собрав которую можно послушать настоящий концерт терменвокс.

Заменив катушку L1 многовитковой проволочной рамкой на длинной рейке и включив на выход к С11 головной телефон, можно превратить терменвокс в металлоискатель: когда рамка окажется над металлическим предметом, индуктивность рамки изменится и в головных телефонах появится низкочастотный ток. Чем выше его частота, тем, значит, ближе к металлическому предмету находится рамка.

Рубрики: Электротехника и электроника

Источник: http://hobbi-world.ru/kak-sdelat-termenvoks-svoimi-rukami/

Терменвокс на транзисторах

Листовка N 96

РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРИ ЦЕНТРАЛЬНОМ РАДИОКЛУБЕ СССР

В 1921 году советский инженер Л. С. Термен на восьмом электротехническом съезде в Москве впервые в мире продемонстрировал исполнение концертной програм­мы на электронном музыкальном инструменте, который впоследствии получил наз­вание терменвокса. Принцип действия терменвокса нетрудно уяснить при рассмотре­нии структурной схемы, приведенной на рис. 1.

Генератор электрических колебаний создает высокочастотные колебания с фикси­рованной частотой 90 кГц.

Управляемый генератор создает колебания с частотой 90, 016 кГц, которая может изменяться до 94 кГц из-за изменения емкости антенного контура при поднесении руки исполнителя к штыревой антенне Ан во время игры на инструменте.

Колебания, создаваемые генераторами 1 я 2, поступают на контур 3 формирования тембра, в результате чего в нем возникают биения двух высокочастот­ных колебаний.

После детектирования этих колебаний детектором 4 на его нагрузке выделяются низкочастотные колебания, частота которых при игре на инструменте мо­жет изменяться в пределах 16 — 4000 Гц Напряжение разностной частоты подается на манипулятор 5, управляемый устройством формирования и затухания звука 6, и да­лее через регулятор громкости 7 — на вход отдельного усилителя низкой частоты.

Высшая звуковая частота в терменвоксе, равная 4000 Гц, примерно соответствует верхнему звуку рояля, а нижняя (16 Гц) — порогу слухового восприятия. При необ­ходимости этот диапазон может быть расширен или сжат.

Использование метода биений в терменвоксе позволяет получать требуемый диа­пазон звуковых частот без каких-либо переключений. Из всех известных нам люби­тельских схем терменвоксов, пожалуй, наиболее интересна схема, разработанная ин-женепом Л. Королевым, краткое описание которой мы и приводим здесь.

Как видно из принципиальной схемы терменвокса (рис. 2), генератор фиксирован­ной частоты выполнен на транзисторе 77. Его контур ЫС1СЗС4 настраивают ферри-товым сердечником катушки Ы на частоту 90 кГц. Управляемый генератор собран на транзисторе Т2. Контур этого генератора образован катушкой индуктивности L2 и конденсаторами С8 — С10.

Оба генератора выполнены по схеме с емкостной обратной связью. Частоту управляемого генератора можно изменять в пределах 90,016 — 94 кГц путем изменения емкости антенного контура L3L4Cau. Поднося в процессе игры на инструменте руку к антенне Ан1, исполнитель изменяет емкость антенного контура L3L4Call.

В результате изменяется частота управляемого генератора в пределах 90,016 — 94 кГц.

Собственная частота настройки антенного контура выбирается близкой к частоте управляемого генератора. Величина связи между катушками индуктивности L2, L.3 и частота настройки контура L3L4C3H определяют мензуру инструмента.

Высокочастотные колебания .с обоих генераторов через развязывающие цепи R5C6 и R10C12 поступают на контур формирования L5C13R11. Переменным конден­сатором С13 контур можно настроить на высшие гармоники сигналов генераторов.

Причем в положении максимальной емкости на конденсаторе присутствуют только первые гармоники генераторов, я в других положениях, наряду с первыми гармони­ками, имеются вторые, третьи или четвертые.

С части катушки индуктивности L5 вы­сокочастотные колебания подаются на усилитель (транзистор ТЗ), усиливаются им, а затем детектируются транзисторным детектором Т4.

В результате детектирования напряжения биений между первыми, а также высшими гармониками сигналов гене­раторов на выходе детектора — нагрузке R17 — образуются основной тон (разност­ной частоты) и соответствующие обертоны.

С выхода детектора низкочастотное напряжение поступает на манипулятор, кото­рый должен обеспечить надежное закрывание канала в паузах, отсутствие щелчков при игре на инструменте и возможность регулировки атаки и затухания звука.

Надеж­ное закрывание канала достигается применением двойного каскада затухания. Первая ступень выполнена на диодах ДЗ, Д4, а вторая — на транзисторе Т5.

Работа диод­ной ступени основана на зависимости сопротивления кремниевых диодов по перемен­ному току от величины приложенного к ним напряжения. В паузах между звуками, когда кнопка Кн1 разомкнута, постоянное напряжение на диодах ДЗ.

Д4 отсутствует; поэтому эти диоды оказываются закрытыми и на вход транзистора Т5 переменное на­пряжение не подается. При замыкании кнопки Кн1 диоды ДЗ, Д4 открываются, и на вход транзисторной ступени поступает низкочастотное напряжение с выхода детек­тора.

Резисторы R22, R24 — R26 и сопротивление транзистора Т5 образуют мост, в одну из диагоналей которого включена первичная обмотка I трансформатора Tpl. В дру­гую диагональ этого моста через устройство формирования атаки и затухания звука подается напряжение от стабилизированного выпрямителя.

При замыкании кнопки Кн1 и при сбалансированном мосте (это достигается установочным резистором R26) ток коммутации практически не проходит через обмотку I трансформатора Tpl, и пе­реходные процессы (щелчки) на выходе терменвокса не прослушиваются.

Напряжение же низкой частоты с выхода диодной ступени поступает на вход транзистора Т5 и далее через вторичную обмотку трансформатора Tpl на регулятор громкости R34 и выходные гнезда Гн1, Гн2.

Читайте также:  Gsm сигнализация часовой 8×8

Атака и затухание звука формируются специальным устройством, выполненным на резисторах R28 — R33, конденсаторах С23 — С25 и диодах Д10, Д11. При замыкании контактов Кн1 напряжение с выпрямителя поступает на делитель R28 — R30. Конден­сатор С23 через переменный резистор R31 заряжается до напряжения, снимаемого с делителя.

Время заряда конденсатора С23 определяет время атаки. Напряжение с этого конденсатора через диод Д11 поступает на конденсатор С24 и манипулятор. Полярность падения напряжения на резисторе R31, обусловленная током заряда кон­денсатора С23, обратна полярности включения диода Д10, а время заряда конденса­тора С24 невелико.

Поэтому диод Д10 и конденсатор С24 фактически не участвуют в формировании атаки.

При отпускании кнопки Кн1 в процессе игры на инструменте конденсатор С23 (через резисторы R29, R30) и прямое сопротивление диода Д10 быстро разряжаются,, а конденсатор С24 начинает медленно разряжаться через резисторы R32, R33 и ма­нипулятор. Характер спада напряжения на конденсаторе С24 определяет затухание сигнала, время которого можно регулировать переменным резистором R32.

Выпрямитель и стабилизатор собраны по типовым схемам. Потребляемый ток в паузе равен 13 мА, при открытом манипуляторе — 100 мА. Выход терменвокса под­ключается к высокоомному входу отдельного усилителя, в качестве которого можно, например, использовать усилитель, описанный в листовке № 94.

В конструкции применены стандартные малогабаритные детали. Все катушки ин­дуктивности и трансформаторы самодельные. Размеры каркасов катушек LI — L3 ука­заны на рис. 3.

Катушки LI, L2 содержат по 450 витков провода ПЭВ-1 0,12, ка­тушка L3 намотана тем же проводом до заполнения каркаса. Индуктивность катушки L1 — 1,1 мГ, L2 — 1,1 мГ, L3 — 58 мГ.

Внутри каркасов имеются ферритовые сер­дечники 600 НН диаметром 3,5 мм с напрессованной резьбовой втулкой. .Катушки L4, L5 выполнены на унифицированных каркасах, которые размещены в отдельных броневых сердечниках Б18М (с внутренним зазором 0,1 мм) из феррита 1500НМЗ.

Катушка L4 содержит 350 витков провода ПЭВ-1 0,12. Катушка L5 намотана прово­дом ПЭВ-1 0,23. Секции 1 — 2 и 2 — 3 содержат соответственно 12 и 55 витков. Индук­тивность катушки L4 — 27 мГ, L5 — 1,5 мГ.

Трансформатор Tpl выполнен на унифицированном каркасе, который размещается в сердечнике Б36М из феррита 2000НМ1. Обмотка I содержит 1450 витков, обмотка II — 2320 витков провода ПЭВ-1 0,08. Трансформатор Тр2 собран на сердечнике Ш16Х31 из трансформаторной стали.

Обмотка 1а содержит 1270 витков провода ПЭВ-1 0,23; 16 — 930 витков провода ПЭВ-1 0,17; II — 136 витков провода ПЭВ-1 0,64. Детали, входящие в состав колебательных контуров, и транзисторы Tl, T2 долж­ны быть идентичными. Конденсаторы С1, СЗ, С4, С8 — С10 слюдяные, с малым ТКЕ.

Конденсатор С13 — фирмы «Тесла» (секции соединены между собой параллельно). Переменные резисторы R34 (педального регулятора громкости), R31, R32 — группы «В». Антенна Ан1 — телескопическая от приемника «Банга» или ему подобного. Вы­сота антенны при настройке может изменяться от 40 до 80 см.

Стабилитроны Д1, Д2 должны быть идентичными.

Термен.вокс .смонтирован на металлическом шасси размером 220X120X33 мм. Монтаж выполнен на печатной плате из фольгиоованного гетинакса размерами 120X120X2 мм. На шасси установлены печатная плата, детали Тр2, В1. Пр1, С21, С22 и антенное гнездо. В подвале шасси находятся выпрямитель и стабилизатор. Транс­форматор Tpl размещен в подвале шасси вдали от трансформатора Тр2.

Терменвокс помещен в футляр, изготовленный из текстолита. В футляре имеются отверстия для антенны, ручки конденсатора С13 и вентиляции. Устройство формиро­вания атаки и затухания с органами управления (R31, R32. Knl, B2, ВЗ) собрано в отдельном выносном пульте размером 120X80X30 мм, который соединяют с инстру­ментом с помощью разъема.

Налаживание терменвокса начинают с проверки работоспособности выпрямителя, стабилизатора и с установки требуемых режимов работы транзисторов. Далее, убедив­шись в работоспособности генераторов, с помощью сердечников .

катушек LI — L3 по общепринятой методике устанавливают частоту 90 кГц.

При настройке управляемого генератора вместо антенны подключают конденсатор Сан (10 — 15 пФ), а катушку свя­зи L3 располагают на Каркасе L2 (расстояние между ними равно 3 мм).

Следующий этап налаживания — настройка трактов формирования тембра и низ-кок частоты. Для этого конденсатор С13 устанавливают в положение максимальной емкости, к коллектору транзистора Т4 подключают осциллограф и, изменяя индуктив­ность катушек L2, L3, по фигурам Лиссажу устанавливают разностную частоту 300 Гц.

Затем по волномеру конденсатором С13 перестраивают контур на частоту второй гармоники одного из генераторов и подбором резистора R17 получают на вы­ходе детектора амплитуду напряжения звуковой частоты 0,3 В.

После этого конденса­тор С13 снова переводят в положение максимальной емкости и сердечником катуш­ки L5 на резисторе R17 устанавливают амплитуду низкочастотного напряжения 0,3 В.

Затем резистором R26 производят балансировку манипулятора по минимуму щелчков при нажатии и отпускании кнопки Кн1. Эту операцию можно произвести на слух, подключив внешний усилитель. При нормальной работе генераторов, детектора и манипулятора на частоте 300 Гц амплитуда напряжения НЧ на резисторе R34 дости­гает 0,6 В.

Заключительным этапом налаживания являются уточнение настройки генерато­ров и подбор необходимой связи между катушками L2. L3.

Для этого к терменвоксу подключают антенну (предварительно отключают ее эквивалент) и, изменяя индук­тивность катушек L2, L3 и расстояние между ними, устанавливают частотный диапа­зон 4,5 — 5 октав.

Если инструмент настроен правильно, то при игре на нем звук дол­жен повышаться по мере приближения правой руки исполнителя к антенне (пальцы левой руки должны иметь контакт с. металлическими частями пульта управления). ! олебания генератора должны срываться в момент резонанса антенного контура и

контура генератора управляемой частоты при приближении плоскости ладони правой руки к антенне на расстояние нескольких миллиметров

Заканчивая краткое описание терменвокса, отметим, что игра на нем требует не только хорошего музыкального слуха, но и специальных технических знаний. Радио­любителям, которые заинтересуются вопросами конструирования и постройки тер-мсивоксов, рекомендуем ознакомиться со следующей литературой:

Бондаренко Е. Терменвокс на транзисторах. — «Радио», 1965, № 10, с. 33.

Королев Л. И снова терменвокс. — «Радио», 1972., № 9, с. 17 — 19 и вкладка.

Корсунский С. и Симонов И. Электромузыкальные инструменты (МРБ, вып 271). М. — Л., «Энергия», с. 13 — 21.

Симонов И. и Шиванов А. Терменвокс. — «Радио», 1964, № 10, с. 36, 37.

Москва, Издательство ДОСААФ СССР, 1976 г. Г-80685 от 18/Ш-1976 г. Изд. № 2/760зЗак. 793

Читайте также:  Fpga. просто о сложном — философия написания конфигураций для плис

OCR Pirat

Источник: https://pandia.ru/415663/

Световой терменвокс

Кто из нас не вздрагивал в кинотеатре во время просмотра фильма ужасов, который сопровождается жуткими звуками терменвокса. Классическая конструкция терменвокса представляет собой две антенны, которые управляют высотой и уровнем звука. Для игры на инструменте нужно перемещать руки возле антенн, но не прикасаться к ним.

В данной разработке используется непрерываемый поток фотонов (видимый свет) вместо радиоволн. Устройство можно собрать из доступных компонентов, включая распространенный 555 таймер. В результате мы получим мини-терменвокс с неплохим звучанием. Вы сможете поэкспериментировать с его звуками, меняя тип фотоприемника и величину емкости схемы.

Шаг #1: Используемые компоненты

• Соберите вместе макетную плату, конденсаторы, динамик, резисторы и фоторезистор (или фотодиоды). • В схеме данного проекта используется конденсатор емкостью 0.47 мкФ (его можно собрать из стандартных конденсаторов емкостью 0.22 мкФ или выше и установить их параллельно). • В схеме используется 555 таймер, который работает в режиме автоколебательного генератора.

Шаг #2: Установка 555 микросхемы и цепей питания

• Сначала установим 555 таймер на макетную плату. Для удобства пометьте первый вывод таймера (Pin 1). • Далее добавьте цепи питания линии — красная — +6 В, и черная — 0 В (Gnd-земля). • Красные и синие линии на макетной плате обозначают шины питания макетной платы.

Шаг #3: Установка резисторов

• Установите на макетную плату вверху резистор 10 кОм (маркировка — Коричневый, Черный, Оранжевый, Золотистый), и внизу резистор 1 мОм (маркировка – Коричневый, Черный, Зеленый, Золотистый), как показано на рисунке.

Шаг #4: Установка конденсаторов

• Установите параллельно два конденсатора емкостью 0.22 мкФ. • Не прикасайтесь к выводам конденсаторов! • Вы можете использовать два конденсатора емкостью по 0.22 мкФ или один емкостью 0 .47 мкФ. • Вставьте необходимые проводники, как показано на рисунке (два коричневых провода и один белый).

Шаг #5: Установка оставшихся компонентов

• Установите электролитический конденсатора емкостью 100 мкФ. • Примечание: Электролитические конденсаторы чувствительны к полярности. Их необходимо правильно устанавливать (обычно черная полоска на корпусе обозначает отрицательный вывод). • Установите динамик. Красный вывод (+) и черный (-); его тоже нужно подключать с учетом полярности. • Установите два фотодиода (второй рисунок). • Подайте питание на устройство. Вы услышите небольшой гул в динамике. Переместите пальцы к фотодиодам для понижения высоты звука. • Вот и все! Перемещайте пальцы вокруг фотодиодов для создания различных нот и звуковых эффектов.

Шаг #6: Экспериментальная часть проекта: фотодиоды против фоторезисторов

• В данной схеме используются фотодиоды, однако более широкий диапазон звуковых тонов можно получить при использовании фоторезисторов. • Испытайте различные типы фоторезисторов и удалите из схемы один из конденсаторов емкостью 0.22 мкФ — это также приведет к изменению высоты звука.

• Световой терменвокс в действии показан здесь и здесь.

Источник: http://electronics-lab.ru/blog/4004.html

Терменвокс D. I. Y

      В последнее время невозможно представить музыку без электронных инструментов. ЭМИ получили характер массовости. Но мало кто знает, что первый электронный музыкальный инструмент – терменвокс, который носит имя своего создателя, изобрел наш русский ученый Лев Термен в 1919 году.

      Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука.

Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как вовремя игры музыкант не касается инструмента и поэтому может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

      Терменвокс –  весьма актуальный музыкальный инструмент, который можно применять абсолютно в любых музыкальных направлениях, является прародителем современных синтезаторов. Кто знает,  может быть не танцевали бы сейчас так рьяно под синтипоп,  если бы не изобретение Льва Термена.

       В настоящее время, производством этих удивительных инструментов занимаются лишь несколько производителей,среди которых ведущую роль играет компания Moog Music. Модель Etherwave существует в двух модификациях:

Etherwave-kit: Набор для самостоятельной сборки, состоящий из корпуса светлого цвета,2-х антенн, печатной латы, набора для крепежа и набора радиоэлементов.

Etherwave Assembled: Собранный терменвокс, черный корпус.

      Модель имеет широту диапазона в 5 октав и 4 элемента управления помимо антенн: Регулятор громкости, Регулятор высоты тона, регулятор формы волны (плавно изменяет форму волны от пилообразной до прямоугольной), регулятор яркости (управляет частотой среза высоких частот фильтром). Etherwave оснащён адаптером для крепления на стандартную микрофонную стойку. Антенны для транспортировки вынимаются.

      Средняя стоимость таких терменвоксов около 20000 рублей, что составляет примерно всю мою годовую стипендию в университете, поэтому я решил поискать, перед поездкой на митинский рынок, альтернативные варианты терменвоксов и их сборки.

      Самый доступный терменвокс, который сейчас можно купить, сконструировал Майкл Уна (Michael Una),  основное отличие от классических терменвоксов в том, что он оптический, т.е. высота тона зависит от освещенности, которую моделирует фоторезистор.Схема устройства основывается на микросхеме-таймере 555.

      Стоит такая игрушка 30  долларов. Майкл назвал ее Beep-It. Посмотреть бип вы можете на видео ниже и заказать тут. 

Персональный сайт Майкла Уны.

      Я решил воспользоваться еще одним вариантом упрощенного терменвокса, который предлагают наши левши-рукодельники.  Различие состоит лишь в том, что в терменвоксе изменения в генератор звуковых колебаний вносит емкость, а в данном устройстве -сопротивление.

Детали для изделия: сенсоры – две проводниковые полоски 10х100 мм (вырезаются из поляроидной кассеты);  транзисторы КТ312Б и МП42Б;  динамик P

Принцип действия:                                                                                                                                                             Вся схема, кроме сенсоров, представляет собой генератор, собранный на транзисторах разной структуры.

Обратная связь, необходимая для работы генератора, осуществляется с коллектора транзистора V2 на базу транзистора V1 через конденсаторы C1 и C2. На базе транзистора V1 нет постоянного напряжения, поэтому транзистор закрыт и генератор не работает до тех пор, пока не дотронуться до сенсоров E1 и E2. Тогда между сенсорами включается сопротивление (Rx) участка кожи руки.

После этого на базу подается напряжение смещения, и генератор включается. В динамической головке (динамике) B1 появляется звук.

      На самом деле при первой попытке собрать такой инструмент, было довольно сложно найти проводниковые полоски (старые поляроиды с их кассетами сейчас редкость).

Да и транзисторы КТ и МП советские, а рынок переполнен импортной продукцией, нашел разве что 1Т402А по заменяемости с военки. Так что всех кого заинтересовало, предлагаю попробовать собрать его самому.

Для этого потребуется еще ваш энтузиазм и паяльник. Ну или купить, потому  что даже кошки “лабают”..)

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/64761-termenvoks-d-i-y

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
remdec.ru
Добавить комментарий